29 ноября 2025 года члены ЦИК России Павел Андреев и Игорь Борисов выступили на круглом столе «Новые тренды в исследовании избирательных систем», организованном в рамках ежегодной научной конференции Российской ассоциации политической науки. В этом году мероприятие было приурочено к 70-летию со дня создания РАПН.
Павел Андреев в своем выступлении обратил внимание участников на вызовы цифровизации и отметил, что применение искусственного интеллекта в избирательном процессе стало новой реальностью, требующей регулирования. По его словам, важно соблюсти баланс между свободой для развития и разработки искусственного интеллекта и регулированием применения ИИ для защиты информационного пространства, в том числе легитимности выборов в Российской Федерации.
«Мы понимаем, что применение искусственного интеллекта в таком щепетильном вопросе, как избирательный процесс, должно проходить деликатно и исходить из принципа «не навреди», – подчеркнул член ЦИК России. – Безусловно, мы не гонимся за технологиями как таковыми, а считаем сохранение доверия наших избирателей к процессу и легитимности результатов голосования нашим приоритетом».
Павел Андреев напомнил, что ЦИК России активно использует искусственный интеллект с 2020 года для информирования избирателей и проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов. Однако, поскольку технология все еще непрерывно развивается, важно отслеживать новые возможности и внимательно изучать опыт коллег в других странах.
Согласно статистическим исследованиям, на четырех из пяти избирательных кампаний в 2024 году в мире были отфиксированы кейсы с применением ИИ, при этом 70% применения искусственного интеллекта в мире – злонамеренное, а среди последствий такого применения – деградация информационного поля, рост недоверия избирателей и неспособность избирателя определиться, что есть правда, а что ложь.
Игорь Борисов, выступая с докладом «Избирательные системы мира: национальное VS универсальное», отметил, что, несмотря на наличие в международных актах порядка десятка принципов организации и проведения демократических выборов, сегодня в мире нет универсальной модели избирательной системы и она формируется на основе выраженной суверенной воли народа, закрепленной в конституции государства и национальных законах, с учетом общепризнанных демократических принципов и добровольно взятых международных обязательств государства, в числе которых, к примеру, приглашение иностранных и международных наблюдателей.
«Предпринятые на рубеже веков безответственные попытки коллективного запада унифицировать политические и избирательные системы государств под себя недопустимо политизировали институт международного наблюдения и завели его в глубокий кризис, приведший к полной стагнации европейских электоральных мониторинговых организаций. В агонии они пытаются сохранить свой потерянный авторитет, постоянно озвучивая не имеющие мало чего общего с демократией и верховенством права политические заявления по поводу выборов в сопредельных государствах», – отметил Игорь Борисов.
«Сегодня развитие национальных электоральных сервисов и технологий, в том числе цифровых, которые отвечают ожиданиям избирателей, придает импульс эволюции международных избирательных стандартов, что мы наблюдаем по совместной работе ЦИК России и коллективных органов СНГ и ОДКБ, в которых, в отличие от ОБСЕ, за последние годы было принято консенсусом более десятка электоральных актов, направленных на противодействие иностранному вмешательству в выборы, защиту электорального суверенитета государств и обеспечение свободной воли избирателей», – резюмировал член ЦИК России.